Анна Потапова (go_and_bite) wrote,
Анна Потапова
go_and_bite

Category:

Цю Чжицзе (邱志杰) и его мост

Была я давече на выставке Цю Чжицзе. Просто не могла не пойти смотреть работы человека, который предлагает всех представителей модерна поделить на гедонистов (Ренуар, Шагал, Матисс), пессимистов (Мунк, Пикассо голубого периода, Модильяни), идеалистов (Малевич) и "болтливых модернистов" (Лотрек, Бекман); подробно об этой классификации можно узнать в его статье. В общем, крайне своеобразный и интересный товарищ. Гравер по образованию, чем он только не занимался: делал инсталляции и устраивал перформансы, фотографировал и рисовал. Но особенно интересными показались мне циклы рисунков, фотографий и объектов, посвященные Нанкинскому мосту. Вот этому:



Это широко известное, прославленное во множестве открыток, почтовых марок и памятных значков сооружение стало одиним из первых триумфов китайского народа: советские специалисты, которые должны были его построить, были отозваны из-за обострения отношений между СССР и КНР, и довершать работу пришлось самостоятельно. И уж после этого конструкция над Янцы совершенно перестала быть мостом - она стала символом национальной независимости и первым шагом к модернизации. Мост и сейчас известен, только уже по другой причине: более тысячи человек покончили с жизнью, сбросившись вниз. Бетонные перила испещрены надписями: "Любовь - ничто", "Почему так?" Может быть, это последнее, что оставили авторы в мире живых? В рамках одного из перформансов Цю Чжицзе написал своей кровью на перилах "Где находится столица Мадагаскара?", намекая, что уходить из жизни из-за неразделенной любви так же групо, как и из-за скудных познаний в географии. Еще одна из многочисленных работ, посвященных Нанкинскому мосту - "Диплом №3", представляет собой предметное отображение диплома об окончании строительства моста.



Будучи овеществленными, снопы пшеницы, красные флаги и даже - святыня! - печать государственного учреждения выглядят далеко не так шикарно, как на агитплакате. Они вызывают печаль и недоумение. Стоило ли прикладывать столько усилий лишь для того, чтобы отчаявшиеся люди могли свести счеты с жизнью? На обсуждении работы один из студентов задал вопрос, которым наверняка волнует и тебя, мой прагматичный читатель: люди всегда найдут, как себя уничтожить, и осутствие моста их не спасет. Да, кивает Цю Чжицзе. И это повод подумать. Об успехе и поражении, жизни и смерти. Вот он и думает, как положено художнику: своими объектами, инсталляциями, рисунками. В этом смысле наиболее показательна серия "30 писем к Цю Цзява", состоящая из рисунков, складывающихся в изображение моста. Каждый рисунок в традиционной для каллиграфии манере (рисунок+поясняющая надпись) описывает ситуацию, дает наставление и комментарий. Например, "Ты должен выяснить, сколько деревьев вырастет из одного яблока"



Или "Ты не обязан становиться победителем в их соревнованиях"



Мне очень нравится, как вода на последнем рисунке оказывается ковролином. Победа и поражение, в конце концов, зависят только от точки отсчета. Цю Чжицзе нарисовал две точки: первую на этой картине, вторую на дороге из Ханчжоу в Пекин. Колеса его машины оставляли белую надпись "Нужно уметь проигрывать", и, возможно, именно благодаря своеобразной форме передачи этой идеи ее запомнили многие из проезжавших по этой трассе. Как я запомнила этого странного человека с его манерой быстро говорить и жадно курить, читать лекции так же, как и создавать свои произведения - с самоотдачей и пылом.
Tags: contemporary art, Цю Чжицзе, актуальное искусство, китайское искусство, персоналия, современное искусство, 南京长江大桥自杀现象干预计划, 邱志杰
Subscribe

  • (no subject)

    Заработать на скандале легче всего. Я очень четко себе это представляю. Вот подаю я заявку на выпускную выставку, что-то безобидное и…

  • о двух черных прямоугольниках

    Как остроумно отметил Кирилл Алексеев, нет такого искусствоведа, который еще не замучен вопросом о смысле "Черного квадрата" Малевича. Я…

  • (no subject)

    Намедни ездила к подруге в студию и среди набросков ее молодого человек увидела этот отжиг. 王一. Без названия. Журнал, масло, креатив. 2013.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments